Сквозная рейтинговая оценка знаний по дисциплине «начертательная геометрия»

ImagesСреди проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения в вузе, особое место занимают проверка и оценка знаний студентов. Проблема оценочной деятельности преподавателя является одной из ряда чрезвычайно важных проблем в работе вуза. От решения во многом зависит успех обучения.
Введение рейтинговой системы оценки успеваемости студентов является комплексная оценка качества учебной работы студентов. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок студента по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения практикуемых в вузе видов учебной работы и контроля знаний, не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.
При реализации компетентнстного подхода в процессе обучения возникает необходимость корректировки существующих рейтинговых систем оценки знаний [1,144]. Рейтинговая система на новом уровне должна учитывать:
необходимость формирования у студентов способности применения знаний, навыки, умения и личностные качества для успешной практической деятельности в определенной области;
формирование учебной дисциплины на основе модульного принципа;
— увеличение доли самостоятельной работы студента с оценкой ее эффективности. Рейтинговая система оценки предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки специалистов.
Рейтинг студента — индивидуальная оценка качества подготовки студента.
По начертательной геометрии в Волгоградском государственном техническом университете рейтинговая система оценки знаний студентов учитывается:
работа на занятиях;
правильно выполненные контрольные работы (2-5 баллов);
выполнение семестровых работ.
Аттестация по дисциплине «Начертательная геометрия» проводится в первом семестре у ряда факультетов и включает текущую и итоговую составляющие.
При текущей аттестации оценивается: работа на практических занятиях; результаты сдачи контрольных и семестровых работ; заданий по организуемой самостоятельной работе и т.д. Положительная оценка соответствует сумме в пределах от 40 до 60 баллов.
С учетом компетентнстного подхода при текущей аттестации студент должен показать знания и умения по четырем уровням усвоения материала. По дисциплине «Начертательная геометрия» применяется только два уровня.
Первый уровень предполагает формирование у обучающихся умения выявить во внешнем плане то, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности. Обязательными элементами при формировании первого уровня умений и знаний должны быть следующие условия: — обязательные практические действия; — словесное описание результатов практических действий.
На первом уровне текущей аттестации проводится проверка семестровых работ: «Линии», «Шрифт чертежный» и «Способы преобразования комплексного чертежа и их применение к решению задач», где представлены варианты и основные требования к выполнению задания по решению метрических задач. При решении семестровых работ такого характера формируются компетенции: знать основные сведения по ЕСКД; закрепление знаний студентов и привитие навыков в решении метрических задач с использованием способов преобразования комплексного чертежа, а также прямым путем. Оценивается 3-10 баллов. Остальное набирается за счет проведенных тестовых заданий и контрольной работы на занятиях. Итого за выполненные семестровые работы можно набрать 3-20 баллов.
Формирование знаний и умений второго уровня заключается в освоение знаний копий и знаний, позволяющие решать типовые задачи. Самостоятельными работами студентов для закрепления умений и знаний второго уровня являются типовые семестровые работы, включающие в себя следующие задания: решение работ на «Поверхности» (винтовые и линейчатые); «Пересечение поверхностей» и «Развертка» одной из поверхностей с линией пересечения. А так же домашние задания, содержащие предписания алгоритмического типа. Формируются следующие компетенции: знать классификации поверхностей; уметь строить на чертеже пересечение поверхностей; применять знания в профессиональной деятельности. Работы второго уровня оцениваются максимально 20 баллов, минимально 6 баллов. В таблице « Критерии оценки семестровых работ» приведена примерная простановка баллов за успеваемость студентов.

Таблица1. Критерии оценки семестровых работ.

N/N

Название семестровых работ

Баллы

11

«Линии» «Шрифт чертежный»

3-10

22

«Способы преобразования комплексного чертежа и их применение к решению задач»

1-10

33

«Поверхности» (линейные и винтовые)

3-10

44

«Пересечение поверхностей»

«Развертка» (одной из поверхностей с линией пересечения)

3-10

Итого

В результате можно наблюдать успеваемость студентов на протяжении всего семестра.
Итоговая аттестация по дисциплине «НГ» включает экзамен и проводится в сроки, определяемые графиком учебного плана в соответствии с расписанием, составленным учебным отделом. К итоговой аттестации допускаются студенты, набравшие по результатам текущих аттестаций в семестре 40-60 баллов. Положительная оценка на итоговой аттестации определена в интервале 15-40 баллов, однако, чтобы получить по дисциплине положительную оценку в сумме (в семестре и на экзамене) необходимо набрать не менее 61 балла.
Модульный контроль знаний студентов интенсифицирует и работу преподавателя. Помимо лекционных и практических занятий преподаватель назначает дополнительные встречи студентам для консультаций и защиты семестровых работ. В результате такой системной работы в семестре получаем возможность улучшения качественных показателей знаний студентов, представления о его индивидуальных способностях и уже на начальном этапе обучения выявить неуспевающих студентов и выяснить причину отставания. Такой подход к оцениванию знаний студентов влияет на активность, своевременность, ритмичность работы в семестре, а также повышает стремление студента к познанию и повышению итоговой оценки.

Варламова Н.А.
Волгоградский государственный технический университет

Добавить комментарий