Взаимовлияние развития творческого потенциала личности учителя и школьника в процессе воспитания

ImagesПроцесс развития личности ученика не возможен без активного, нестандартно мыслящего педагога. Наиболее эффективно данная задача решается в процессе нравственно-эстетического воспитания, а также включения личности в творческую деятельность.
При определении ресурсных возможностей творчества и реализации его в воспитательной практике образовательного учреждения необходимо обратиться к такому понятию как «потенциал». Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогической практики.
Содержание понятия «творческий потенциал» в психологии и педагогике трактуется как совокупность актуальных возможностей, умений и навыков (Л.Г. Пихтовников, Л.Н. Москвичева), особое качество (С.Р. Евинзон), характерное свойство личности (М.В. Колосова), открытость всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность личности; высокий уровень развития мышления (Т.Г. Браже, О.В. Голубов, Ю.Н. Колюткин и др.), интегративное качество личности, выражающееся в отношении человека к творчеству, направленности, установке на творчество (A.M. Матюшкин).
Заслуживает особого внимания определение творческого потенциала, данное известным белорусским педагогом В.П. Пархоменко, который считает, что творческий потенциал личности — это «совокупность жизненного (практического, прежде всего) опыта, возможностей и способностей, которые даны людям от природы или развиты в последующей деятельности и могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели» [2, 45].
Только творческий педагог может вырастить ученика с развитым творческим потенциалом. Подавляющее большинство школьников выражают устойчивое желание включаться в творческую деятельность вместе со своими педагогами. В связи с этим, сегодня требуется глубокое и всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса подготовки педагогов, обладающих способностью к профессиональному творчеству, умеющих успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, испытывающих потребность в саморазвитии творческого педагогического потенциала.
Именно педагоги должны обладать развитым творческим потенциалом, чтобы процесс развития творческого потенциала учеников стал эффективным, а максимальные возможности для этого имеет нравственно-эстетическое воспитание. Выпускники школ призваны стать культурным и интеллектуальным достоянием Республики Беларусь, высокоразвитой личностью. В связи с этим, развитие не только интеллектуальных, но и нравственных, эмоциональных и творческих способностей школьников должно идти с первых дней пребывания в школе.
Понимая значимость творческого развития школьников, педагоги, как показывают исследования, не всегда создают благоприятные условия для его успешного осуществления, т.к. творческая деятельность для самих часто бывает сложной, в связи с недостаточным развитием творческого, и в частности творческого педагогического, потенциала.
А у школьников в связи с их интересами и потребностями часто возникает желание проявить себя в творческой деятельности. Они занимаются различными видами изобразительной, сценической, музыкальной, литературной деятельности, сочинительством, особенно если перед ними стоит конкретная перспектива, например, подготовка праздничной программы. Для эффективного включения школьников в подобные виды деятельности сам педагог должен обладать высоким уровнем нравственно-эстетической культуры и развитым творческим потенциалом.
Правильно организованная деятельность вызывает у школьника стремление к сотрудничеству, поиску нового, желание участвовать в значимом для себя деле вместе с педагогом. При этом педагогу не должно быть «все равно».
Формирование эмоций педагога — важнейшее условие развития его как творческой личности. Педагог работает с детьми различных возрастных категорий и социальной направленности. В педагогической деятельности часто необходим не столько высокий уровень знаний в определенной области, сколько умение найти подход к «трудным», одаренным детям, подросткам, включиться с ними совместную деятельность. Культура взаимоотношений в творческой деятельности требует высокого уровня эмоциональной и нравственной культуры от педагога, а также создает основу для правильных взаимоотношений не только с учениками, но и коллегами, и способствует выходу из конфликтных ситуаций. При этом педагог является образцом взаимоотношений, с него берут пример.
Следует повторить, что поколение с высоким уровнем культуры (нравственной, эстетической и др.) и творческим потенциалом может вырастить только педагог, обладающий данными характеристиками. Однако, несмотря на имеющийся творческий опыт, обладание развитой эмоциональной сферой, нравственная, эстетическая и, в частности, эмоциональная культура педагогов нуждаются в совершенствовании по следующим направлениям:
— выработка правильного стиля поведения с учениками и коллегами, установка на положительное взаимодействие;
— создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
— умение создать атмосферу для свободного эстетического самовыражения воспитанников;
— способность разделить радость и переживания учеников и коллег;
— формирование таких качеств, как человеколюбие, чуткость, терпеливость, творческая активность и инициатива.
Вместе с тем развитие творческого потенциала личности как педагога, так и ученика, эффективно происходит в процессе включения в художественную творческую деятельность. С данной задачей в школе позволяют справляться функционирующие в рамках воспитательной работы со школьниками кружки, студии, клубы эстетического направления. Широкие возможности представляют формы работы, позволяющие максимально раскрыть творческие возможности каждого педагога и ученика. К таким формам можно отнести КВН, капустники, постановки, мюзиклы, спектакли и т.д.
Необходимым условием эффективности художественной творческой деятельности является творческая активность педагога и школьников. Для ее стимулирования педагогу необходимо максимально пронизать интересными для учеников моментами все занятия, начиная с самых первых, ибо только беседами и постановками перспектив школьников убедить очень сложно. На первом этапе следует вызвать заинтересованность данной деятельностью. В процессе коллективной деятельности возникает желание помочь товарищам, формируются культура поведения, нравственно-эстетическая культура личности, способность к сопереживанию.
В процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития воспитание играет огромную роль. Эстетические и нравственные переживания, воплощаясь в активной художественной творческой деятельности, способствуют максимальной реализации творческого потенциала как педагога, так и школьника, позволяют обратиться к эмоциональной и нравственной сфере личности, в частности, к эстетическим и нравственным впечатлениям, что является потребностью ученика, ибо, как мы уже отмечали, учебный процесс в школе направлен на развитие интеллектуальной сферы. Накоплению эстетического и нравственного опыта способствует многообразие форм и методов эстетического воспитания, которые, в свою очередь, станут основой для активного включения школьников не только в художественно творческую деятельность, но и в образовательный процесс в целом, что позволит развить творческий потенциал и сформировать эстетическую культуру личности ученика. Однако для эффективной организации эстетического воспитания школе необходим высококвалифицированный педагог, обладающий высоким уровнем культуры и педагогического творчества.

Игнатович В.Г.
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии начального образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (г. Минск, Республика Беларусь)

Добавить комментарий