О некоторых проблемах формирования экологической культуры у обучающейся молодёжи в современных условиях

imagesВ современном мире как никогда остро стоит проблема борьбы с последствиями экологических кризисов -от локальных до глобальных. В каждом из них, как правило, прослеживаются результаты неразумной хозяйственной деятельности человека как следствие низкой экологической культуры и экологического сознания.
Очень разумным является утверждение, что «каждый человек живет в природе, зависит от нее и ее законов, если им хорошо изучена природа, ее силы, ее явления, ее законы и он разумно сочетает свои действия и жизнь с ними, природа благоприятствует человеку, покоряется и награждает его тем, что дарит здоровье и богатство, это два устоя счастья. В противном случае, если человек не ведает в вопросах природоведения, противопоставляет себя ее законам и нарушает их, тогда он наказывается природой более беспощадно и жестоко, чем преступник от государства».
Проблемы экологии, а именно вопросы о нарушении биологического равновесия в природной среде, об истощении невозобновимых природных ресурсов начали выходить на первый план в ходе анализа ситуации с их состоянием в работе организации «Римский клуб», созданной в 1968 г. по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи. В настоящее время членами данного клуба являются около ста ведущих специалистов разного профиля из разных стран, среди которых и лауреаты Нобелевской премии. Их деятельность направлена на разработку стратегии разрешения глобальных экологических проблем, борьбе за чистую природную среду.
По мнению ряда учёных, экология — это наука о способах ограничения потребления ресурсов биосферы для удовлетворения потребительских нужд хозяйственной деятельности человека, т.е. наука ограничительных прогнозов в хозяйственной деятельности человека на Земле [4].
Общеизвестно, что каждый гражданин обязан заботиться об окружающей природной среде, о чём постоянно поступает информация из СМИ, но вместе с тем, наблюдающаяся бездумная эксплуатация окружающей среды продолжается, что объясняется недостаточным уровнем как экологического образования, так и экологической культуры..
В научной школе экологического образования выполнены ряд фундаментальных исследований, посвященных теории и практике данного вопроса: (А.Г. Асмолов, А.А. Брудный, А.А. Вербицкий, Н.Ф. Виноградова, A.M. Га-леева, С.Д. Дерябо, Ж. Дорст, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н. Кавтарадзе, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Одум, И.Т. Суравегина, A.M. Федотова, Г.А. Ягодин).
Но, несмотря на это и усилия социальных институтов по формированию экологической культуры, надо отметить, что почти у половины старшеклассников жизненная философия «на мой век хватит», которая предполагает потребительское отношение к природным ресурсам, превалирует. Как правило, низок и уровень экологической культуры.
Анализ научной литературы показывает, что основной задачей в формировании экологической культуры личности является развитие ее экологического сознания. Учёными доказано, что именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение личности по отношению к окружающей среде.
Деребо СВ. и Ясвин В.А. дали определение «экологическому сознанию» как совокупности представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек — природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» [3].
В ряде исследований доказано, что развитие экологического сознания, соответственно и формирование экологической культуры личности осуществляются и являются конечной целью и задачами экологического образования.
Стратегическое решение вопросов формирования экологической культуры, образования и воспитания, т.е. формирования экологической культуры, с а также охраны природы, координации усилий различных стран в этой сфере осуществляется со второй половины XX века на уровне мирового сообщества, что показывает их важность для всех народов мира.
Экологическая культура личности определяется стремлением к балансу прагматического и непрагматического взаимодействия с миром природы. Признаки прагматического взаимодействия общеизвестны. Что касается непрагматического, то оно проявляется в четырех основных сферах:
а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;
б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы,
удовольствием от самого процесса познания;
в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит
не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;
г) участие в природоохранной деятельности, продиктованное не сообра
жениями «дальнего прагматизма» (необходимость сохранить природу, чтобы
ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о
природе ради нее самой[3,45].
Под экологическим образованием и воспитанием принято понимать психолого-педагогический процесс воздействия на сознание и поведение человека с целью формирования у него знаний, научных основ природопользования, необходимых убеждений и практических навыков, определенных ценностных ориентации и норм устойчивого поведения в отношении к природе, активной сознательной позиции в области охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов
[2].
Остановимся на проблемах, мешающих полноценному формированию экологической культуры в современных условиях.
Первая проблема — неоднозначное отношение к природе и природным ресурсам в различных обществах (от благоговения перед силами Природы на Востоке до довольно равнодушного и потребительского в неразвитых странах).
Вторая проблема — отсутствие полноценной информационной поддержки работы международных, региональных общественных организаций: «Гринпис», общество «зеленых», «Кедр» и др.
Третья проблема — отсутствие преемственности и интеграции работы всех социальных институтов в формировании экологической культуры .
Четвёртая — отсутствие квалифицированных педагогических кадров.
Пятая — отсутствие научно обоснованных программ формирования экологической культуры личности школьника в учреждениях образования и культуры, а также в семье, а также ряд других.
Все эти проблемы волнуют международную общественность, вынуждают заниматься разработкой методов работы с молодёжью в контексте экологического просвещения.
Если остановиться на наиболее существенных этапах развития экологического образования в мире в рамках действий ООН, то можно выделить следующие, оказавшие наибольшее влияние на формирование экологической культуры личности школьника:
Межправительственную конференцию ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы (Париж, 1968), принявшую обширную программу действий, названную «Человек и биосфера», где впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий характер экологического образования.
1-ю Европейскую рабочую конференция по природоохранительному просвещению (Швейцария, 1971), на которой понятия «охрана окружающей природной среды» и «охрана природы» были отмечены как синонимы.
Межправительственную конференцию, созванную ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде»), в Тбилиси, 1977, которая приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды на национальном уровне, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического (природоохранительного) просвещения применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения.
Проблемы международного сотрудничества в области экологического образования были обсуждены позже на конференциях в Найроби (1982), Москве (1987,1994), Тбилиси (1992), Майкопе (1994, 1997), Краснодаре (1999), Москве (2005) и др.
Изучение материалов конференций показывает, что главной стратегической задачей ЮНЕСКО считает создание международной (глобальной) сети экологического образования, в рамках которого исследователями выделены основные его тенденции:
введение в содержание образования на различных уровнях учебных дисциплин экологической ориентации;
формирование экологических знаний при преподавании всех учебных предметов;
сочетание обозначенных выше тенденций.
Таким образом, в современных непростых условиях катастрофического нарастания негативных явлений непродуманной технизированной антропогенной деятельности актуализируется третья тенденция.
Решение проблем формирования экологической культуры и экологического сознания, на наш взгляд, возможно при учёте всех специфических особенностей указанного процесса, в первую очередь- подготовки квалифицированных кадров, широкой международной солидаризованной политики в области экологии, интеграции работы всех социальных институтов в формировании экологической культуры.
Необходимо помнить, что кризисная экологическая ситуация, осознание того, что сегодня от разума и мудрости человечества зависит сохранение генетического разнообразия Земли и выживание человечества.
Это стимулирует интеграцию научных исследований, приводит к активности деятельность ученых, интеллигенции, прогрессивной мировой общественности.
Резюмируя вышеизложенное, надо сделать вывод, что современные тенденции экологического образования констатируют о необходимости дидактического поиска его развития, изучения передового опыта и совершенствования работы в этом направлении.
Учитывая, что в развитии подструктур экологического сознания личности, формирующих экологическую культуру, выделяются три приоритетных тенденции: представленческая, отношенческая и технологическая, следует в учебный процесс школы и других учреждений образования ввести передовые технологические технологии, направленные на его усовершенствование.

Лайпанова Р.Ю.
Соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д.Алиева

Добавить комментарий