Личностно-ориентированное образование в школе: его сущность и содержание в рамках предмета ОБЖ

imagesВ соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», важнейшей задачей образования является формирование личности, обладающей не только определенной суммой знаний, но и готовой к созидательному преобразованию окружающего мира, способной к успешной социализации в обществе, личности толерантной и культурной. Поэтому, сегодня, важно становление образования нового типа, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой, социокультурной ситуации. В качестве такого выступает личностно-ориентированное образование, обеспечивающее развитие личности, поддержку ее индивидуальности, полноценное удовлетворение ее духовных, культурных, жизненных потребностей и запросов.
Личностно-ориентированное образование определяется принципом
культуросообразности, который означает, что содержание образования должно основываться на общечеловеческих ценностях, решать задачи по приобщению человека к различным пластам культуры, приобретению опыта культуросообразного поведения. Своим содержанием образование закладывает базовые, фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, экологической, эстетической, экономической, правовой и других ее сторон [1,20].
Исходя из принципа культуросообразности, содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) ориентировано на постижение учащимися общечеловеческих ценностей, таких как жизнь и здоровье и направлено на передачу и освоение социального опыта. Социальный опыт включает в себя следующие элементы:
1. знания (о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности);
опыт осуществления известных способов деятельности;
2. опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.
Вышеперечисленные элементы находят свое отражение в культуре безопасного поведения (КБП), формирование которой происходит на уроках ОБЖ. В свою очередь, КБП содержит: ценностный (аксиологический) (формирование ценностного отношения к личной безопасности и безопасности других), когнитивный (знания о безопасной жизнедеятельности) и деятельностный (формирование умений безопасного поведения) компоненты. Под опытом творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, мы понимаем проявление личностного опыта учащегося, как специфического элемента содержания образования.
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, культурной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В связи с этим актуальным является личностно-ориентированное образование, которое является тем форматом, который позволит рассматривать образование как ресурс и механизм общественного развития.

Обухова Т.А.
Аспирант кафедры социальной безопасности факультета безопасности жизнедеятельности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Добавить комментарий